Философские движения

Забытый экзистенциалист

 

 

Колин Уилсон - популярный писатель по самым разнообразным темам: криминал и девиантность, паранормализм, археология, и это лишь некоторые из них, которые привлекли его внимание в последнее время. Уилсон анализирует озабоченность отчуждением в культуре двадцатого века и определяет тип личности. Будучи английским экзистенциалистом, идеи Уилсона поразительно расходились с общим направлением англоязычной философии в двадцатом веке. Он презирал то, что он чувствовал как сухую, бесстрастную формальность позитивизма, лингвистической философии и эмпирической традиции в целом, утверждал, что Декарт не так сильно толкнул современную философскую мысль, как загнал ее в тупик.

Фундаментальная концепция существования

Что еще более интересно, Уилсон чувствовал себя одинаково отчужденным фаталистическим экзистенциализмом Сартра и Камю, несмотря на его основную симпатию к их увлечению и методу. Для Уилсона экзистенциализм, несомненно, был самым важным движением в философии, но он принял неправильный поворот еще в 1927 году, когда «Бытие и время» Хайдеггера радикально отклонилось от своей отправной точки в феноменологии Гуссерля. Уилсон вернулся к Гуссерлю и предложил свой вариант, который он назвал «Новый экзистенциализм». Новый экзистенциализм Уилсона, развившийся в последующих объемах его «цикла аутсайдеров», характеризовался преобладающим чувством оптимизма, совершенно чуждого тону его континентальных эквивалентов, и оптимизмом, более того, который Уилсон стремится обоснованно обосновать. По его мнению, хотя Хайдеггер, Сартр и Камю были правы в своей фундаментальной концепции существования, их вывод о том, что жизнь, следовательно, является трагедией, был необоснованным редакционным вторжением, совершенно невыносимым логикой. Он утверждал, что это вовсе не объективная истина, а лишь отражение личностей самих писателей. Будучи естественно оптимистичным парнем, Уилсон не имел времени для мрачности Сартра и Камю, которые оба были естественно пессимистичными парнями. Оба являются личными реакциями: «свидетельство» экзистенциализма таково, что единственным эмоциональным ответом, который он может оправдать, является независимый нейтралитет.

Человеческий потенциал

Другим наиболее отличительным аспектом работы Уилсона является его увлечение человеческим потенциалом. Это, по общему признанию, является ранним проявлением мистического импульса, который со временем подтолкнет Уилсона к разнообразию всех более или менее прискорбных паранормальных путей. Уилсон одержим идеей, что повседневное сознание работает на уровне, намного уступающем тому, на которое оно способно, и что источник экзистенциальной бесполезности заключается в склонности человеческого ума скользить, когда его не провоцируют на постоянное состояние полного осознания. Это состояние, которое Уилсон называет факультетом X, точно такое же, как у ребенка в ночь перед Рождеством: ощущение, что жизнь бесконечно богата и полна потенциала.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна