Философские движения

Гипатия — женщина философ

 

 

В античные времена женщины занимались многими вещами наравне с мужчинами. Поэтому не удивительно, что такое понятие, как женщина философ было распространённым. Одной из ярких представительниц в сфере естественных наук была Гипатия Александрийская, которая сочетала в себе все черты образованной женщины. Её деятельность была настолько феноменальной, что 15 веков подряд образ Гепатии не могла затмить ни одна женщина-учёный.

Трудное время

Гипатия жила в 340-415 гг. Возможно на её будущее оказал влияние её отец, на то время великий математик и астроном. Гипатия с отцом проживали в ведущем научном центре Египта — Мусейоне. Стоит отметить, что в этом же месте располагалась и Александрийская библиотека. Через определённое время Гипатия станет последней руководительницей александрийской школы философов. На неё счёту изобретение астролябия и прибора, с помощью которого определяют плотность жидкости.

Время проживания в Мусейоне было трудным, поскольку в 391 г. город был разрушен по приказу епископа Феофила. Некоторое время спустя Гипатия провела открытую лекцию, в которой затронула богословские взгляды епископа Кирилла (племянник и наследник Феофила). Кирилл представлял собой очень образованного человека, как для того времени. Он даже несколько раз слушал лекции Гипатии. В результате публичного «оскорбления», приверженцы Кирилла напали на женщину и убили её.

Образец интеллектуального аскетизма

Несмотря на свои увлечения наукой и философией, Гипатия, как женщина, была весьма привлекательна. Но своего женского счастья она так и не построила, поскольку всё своё время тратила на преподавание. Некоторые историки считают, что Гипатия интересовалась политикой и религией, ведь её деятельность протекала в эпоху противостояния этих двух сил. Тем не менее, назвать её приверженкой того или другого нельзя, так как она всецело была поглощена наукой.

Гипатия преподавала учения Платона и Аристотеля, делала разные вычисления и составляла астрологические таблицы. Её можно назвать ведущим неоплатоником тех времён, а, значит, она верила, что существует некое божественное начало. Но достоверных подтверждений её истинного мировоззрения нет. Она испытала на себя гонения христиан, которые укоренили свои позиции после одобрения религии властями. Хотя она никогда не участвовала в стычках между проповедниками язычества и приверженцами живого Бога.

После смерти Гипатию причислили к мученице-язычнице, хотя позднее всё же перевели в ранг христианского учения. Дело в том, что её нельзя назвать фанатичной язычницей, каким был, к примеру, её отец. Она не занималась ритуалами, но только наукой, хотя в Александрийской библиотеке, где проходили её занятия, проводились и многочисленные языческие обряды.

Если подойти к её жизни и деятельности философски, то можно смело утверждать, что Гипатия родилась не в том месте и не в то время. А причиной её гибели была смена эпох.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна