|
(580 – 500 гг. до н.э.)
Является крупнейшим деятелем второй половины 6 в. До н.э. Его личность в связи с неимоверной идеализацией в течение всей античной истории представляется полулегендарной и почти не допускает какой-нибудь точной исторической характеристики. Легенда изображает его святым, чудотворцем, глашатаем сверхчеловеческой мудрости. Само рождение Пифагора изображается как чудо: по одним рассказам, он был сыном Гермеса, а по другим – Аполлона; доказательство этому служило наличие у Пифагора золотого бедра, которое он сам будто бы показывал. Рассказывают, что Пифагор поучал в один и тот же день и в один и тот же час в различных местах. А когда однажды он переправлялся через реку, то речной бог воскликнул: "Приветствую тебя, Пифагор!" и т.д.
Возможно, что его учителями были Ферекид и Анаксимандр. Его учениками были Эмпедокл и Демокрит.
Пифагор учил тайно и не оставил после себя письменных трудов, поэтому содержание его философии установить невозможно. До наших дней дошли лишь несколько каких-то мифических изречений, в роде того, что "число есть основное начало предметов". В чем составляли его поучения невозможно узнать в точности и из того, чему учили и его ученики. Можно говорить лишь об определенной тенденции, которую каждый последователь мог выразить по-своему, сообразно своим наклонностям и способностям.
• Считается, что Пифагор первым стал употреблять слово "философ" ("друг мудрости"), считая себя по профессии философом;
Обыкновенно, Пифагора причисляют к великим основателям математических наук, много сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую.
Ему приписывается:
• Открытие пифагоровой теоремы;
• Установление суммы углов треугольника;
• Открытие пяти правильных геометрических тел.
В астрономии с его именем
• Связывается открытие косого положения зодиака;
• Определение продолжительности "великого" года.
Пифагор является одним из первых геоцентристов.
• Главное в философском учении Пифагора – субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность.
Числа есть суть действительные предметы, а не просто символы, они составляют основу всего, они составляют причину материального существования всего (всех предметов); реальное бытие природы обуславливается числами; предметы суть лишь копии чисел, числа составляют конечную, неизменчивую сущность предметов.
• Разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых воплощениях, первым из которых был сын бога Гермеса Эфиальт. Выделяя себя из массы людей, Пифагор считал, что на свете, кроме богов и людей, есть еще и "подобные Пифагору", происходящие из семени лучшего, чем человеческое.
• Планеты, проходя через эфир, издают звук, который изменяется сообразно размерам планет, быстроте их движения и их относительным расстояниям от Земли: Сатурн, как наиболее удаленный от Земли, издает самый низкий звук, тогда как звук от Луны самый пронзительный, так как она ближе всех к Земле. (Утверждается, что Пифагор мог слышать эти звуки.)
• Размышлять – означает развивать в себе высшие свойства человека.
|