Философские движения

Философские идеи Н.И. Новикова

 

 

Николай Иванович Новиков сыграл огромную роль в истории русского просвещения. Он не создал собственной философской системы, но ему близки были идеи масонства. Он являлся одним из идейных руководителей московского ордена розенкрейцеров.

В журналах Н.И. Новикова неоднократно обсуждался вопрос о предмете и задачах философии, печатались статьи известных мыслителей. Основными задачами философии, как "науки наук", по мнению просветителей XVIII века, являлись вопросы мироздания, проблемы нравственности и общественного благополучия. Заслугой Н.И. Новикова можно назвать попытку сформировать цельное мировоззрение для решения нравственно-этических вопросов, науки "познания самого себя", цель которой - господство над самим собой и собственными страстями, исправление поступков в духе "христианского покаяния".

Только Бог способен познать все, отсюда вытекала главная задача "вольного каменщика" - не просто постигать, но и использовать полученные знания во благо себя, "братства" и Отечества.

В центре масонского учения всегда стоял человек - "цель всего мира", "владыка мира". Концепцию человека Н.И. Новиков раскрывал в своих статьях: по его мнению, идеальный человек - это "разумный и добродетельный господин; он делает добро всем, кому только может. Он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство - чтобы помогать бедным, и что для того родился он человеком, чтобы быть полезным всем людям" (Зеньковский, 1999). "В природе человеческой находится много такого, что внушает в нас истинное к нему почитание и искреннюю любовь. Бессмертный дух, дарованный человеку, его разумная душа, его тело, с несравненнейшим искусством сооруженное к царственному зданию, и его различные силы суть такие вещи, которые безмерно важны и трудны для рассмотрения посредственно рачительного. Между тем человек со всеми дарованиями, находящимися в нем, тогда только является в полном сиянии, когда взираем мы на него яко на часть бесконечной цепи действительно существующих веществ".

Для достижения совершенства человеку необходимо разобраться в собственной душе, стараться быть добродетельным, и "если при сем предполагаемое нами всеобщее человеколюбие будет нам служить полярною звездою, то легко возможем пройти сквозь камни, нас окружающие, и сильное учинить нападение на одни пороки, злобу и бесчеловечие". При помощи совести, воли и разума человек не только решал проблему добра и зла, но и был способен "осуществить единство человека с Божеством".

Самоусовершенствование являлось главным путем исправления нравов отдельных людей и всего человечества в целом. Нравственно-этическое развитие человека, формирование "пытливого ума" и "доброго нрава", искренняя любовь к Богу и желание узнать "тайну Божественного замысла" составляло основу новиковской системы образования и воспитания. "Весьма униженную на свете добродетель возвести паки на ее величественный престол, а порок, яко гнусное и человеческой природе противоречащее вещество, представить свету во всей его наготе, таковых трудов и одно намерение уже достойно похвалы, хотя б душевные силы и не в состоянии оных поддерживать".

Мечты Н.И. Новикова об "излечении дворян от всех пороков и недостатков", ослаблении крепостного гнета, самосовершенствовании человека во второй половине XVIII в. так и остались несбыточными.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна