|
Утилитаризм - этическая доктрина, что моральная ценность действия определена исключительно его вкладом в полную полезность. Это - таким образом, постоянная форма, которая означает, что моральная ценность действия определена его результатом. Полезность — польза, которая будет максимизирована — была определена различными мыслителями как счастье или удовольствие (против страдания или боли), хотя привилегированные прагматики такие, как Питер Сингер определяют это как удовлетворение предпочтения.
Происхождение Утилитаризма часто прослеживается до времен греческого философа Эпикура, но как определенная школа мысли, он вообще обязан Джереми Бентхэму. Бентхэм, считал боль и удовольствие единственными свойственными ценностями в мире: "природа разместила человечество под управление двумя верховными владельцами - болью и удовольствием". От этого он получил правило полезности, которое основывается на том, что польза – это то, что приносит самое большое счастье в самое великое количество людей. Позже, после понимания, что формулировка признала два различных и потенциально противоречивых принципа, он понизил вторую часть и говорил просто о "самом большом принципе счастья".
В своей известной короткой работе, Утилитаризме, Плант Джон Стюарт утверждал, что культурные, интеллектуальные, и духовные удовольствия имеют большую ценность, чем простое физическое удовольствие, потому что прежний были оценены более высоко компетентными судьями. Компетентный судья, согласно Планту, является любым, кто испытал и более низкие удовольствия и высшие.
Классический утилитаризм Бентхэма и Планта повлиял на многих других философов и развитие более широкого понятия консиквиализма. В результате теперь существуют много различных терминов пользы, и поэтому много различных типов консиквиализма помимо утилитаризма. Например, некоторые философы отклоняют единственную важность благосостояния и утверждают, что есть свойственные ценности кроме счастья или удовольствия, например знание и автономия.
Закон и правила, утилитаризмы отличаются по тому, как они рассматривают права человека непосредственно. Под правилами утилитаризма человеческое право можно легко считать моральным правилом. Прагматики закона, с другой стороны, не принимают права человека как моральные принципы, но это не означает, что они отклонены в целом. Во-первых, большинство прагматиков согласилось бы, что действия, такие как порабощение и геноцид всегда вызывают большое несчастье и небольшое счастье. Во-вторых, права человека можно было считать эмпирическими правилами; хотя пытка могла бы быть приемлемой при некоторых обстоятельствах, как правило, она является безнравственной. Наконец, прагматики часто поддерживают права человека в юридическом смысле, потому что прагматики поддерживают законы.
|