|
Э
Эмпиризм – одна их форм познания, которая может опираться на чувства человека (даже если он один), но только на действительном знании. Оппозиция теориям о мистицизме и рационализме. Это познание базируется на точном (абсолютном) опыте и познании всего окружающего через чувства. Как одна из концепции гносеологии сформировалась в конце 17 – начале 18 веков. В основном это немецкая философия (эмпиризм очень подобно изложен в работах Эммануила Канта).
Эмпиризм может восприниматься как:
- Ощущение субъективное (основывается на внутреннем духовным опыте).
- Восприятие чего-либо (независимо, может существовать в то время, когда прервано само восприятие).
Весь эмпиризм подразделяется на две формы: имманентную и трансцендентную.
Первая форма (имманентная) пытается объяснить последовательность восприятия при помощи комбинирования ощущений отдельных людей.
Вторая форма (трансцендентная) базируется на материализме, а именно все движется в пространстве и вступает в различные контакты. То есть, другими словами, любой живой организм начинает взаимодействовать с миром вокруг себя, так образуется мир познания (или по-другому опыта).
Основные положения:
По мнению большинства философов, эмпиризм может начинаться со скептицизма, причем очень крайнего и доходить до догм реализма, базированных на материализме. То есть, весь эмпиризм – это очень большой диапазон различных направлений в философии. В истории развития самой философии, возможно установить огромное количество различий между этими двумя направлениями. В психологии тот же самый эмпиризм – это значимость ценности чего-либо (поэтому с личным опытом есть очень обширная связь). Эмпиризм включает в себя всеобщность и неотвратимость законов личного познания. Результат единичных отдельных взаимодействий опыта с внутренним миром человека – есть соединительное звено между нашим личным повседневным опытом и научными знаниями. Это стало возможно в ходе развития всего человечества, благодаря наследственному опыту, различным привычкам и влиянию общества на человека. Огромную роль сыграли и причинно-следственные связи. Но если любые (индивидуальные или всеобщие) познания различны лишь в вероятности, а не в правдивости, то возможно их перемена, она может быть очень долгой, но со временем одно заменит другое.
|