Философские движения

Война глазами мыслителей

 

 

Учение об обществе трудно представить без учения о мире и войне, как составляющих самого общества. Но из всего только проблема войны является самой актуальной во все времена существования человечества. И корень зла кроется в возрастании размеров вооружённого насилия. Также стоит отметить, что философско-социологические мысли относительно проблемы войны имеют неоднозначную трактовку.

Война: происхождение и сущность

Понять войну пытались как мыслители из прошлого, так и современники. Наибольшие рассуждения припадают на древние времена, когда войны решали большую часть мировых вопросов. К примеру, Гераклит полагал, что с помощью войны можно определить участь человека — одним быть рабами, а другим — свободными. А вот Аристотель относился к ней, как к естественному средству приобретения собственности. Что же касается Гегеля, то он подчёркивал, что только с помощью войны можно решить международные споры, так как война органически вытекает из природы государства.

Более углублённо на сущность войны смотрел Шпенглер. Исходя из его учения, можно предположить, что война является смыслом существования государства и является вечной формой высшего человеческого бытия. Другими словами, пока человечество существует на земле, войны не прекратятся.

А вот, исходя из рассуждений Ницше, можно предположить, что он войну «боготворил». Так, он писал, что отказ от войны равносилен отказу от великой жизни. С помощью войны человек обнажает свою естественность. К тому же она является хорошим стимулятором для пробуждения силы к творчеству. Если рассматривать войну через эту призму, то, можно сказать, она способна излечить и спасти человечество.

Научный подход

Если отбросить размышления о войне, и посмотреть на неё с точки зрения науки, то она относится к конкретно-историческому явлению, и не более. Так, в первобытном, доклассовом обществе, война, как таковая, отсутствовала вообще. Дело в том, что тогда просто не существовало ни источников, ни причин для её возникновения. Да, вооружённые столкновения существовали, но они не несли политический характер. Скорее всего, то была обычная работа, целью которой был захват условия для существования племени. К тому же, здесь были задействованы все члены общества.

Причины войн

Зарождение войны началось параллельно с саморазвитием общества, и в этом случае она играет роль средства разрешения антагонистических противоречий. Условно причины возникновения войн делятся на три группы;

• Общие причины;
• Специфические;
• Частные.

Но с философской точки зрения выделяются другие концепции:

1. Концепция социал-политического детерминизма войны, где причина кроется в социальном освобождении.
2. Концепция естественного детерминизма войны. Сюда можно отнести расизм, неомальтузианство и социал-дарвинизм.

К слову, неомальтузианство предполагает причину войны в самой природе человека, его враждебной сущности.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна