|
Сократ приписывает искушению силу искажать то, что мы считаем добром. Затем он сообщает нам о способе победить этот призыв: знание может помочь обойти искажающее влияние искушения. Эти специальные знания являются своего рода ноу-хау в распознавании того, что хорошо, например, художественное мастерство или практический опыт. Сократ описывает это умение или знание несколько расплывчато, как «своего рода способность к измерению».
Развитие навыков самосовершенствования
Такое знание позволяет его обладателю избежать обмана того, что действительно лучше, и, таким образом, преуспеть в достижении истинного блага. Таким образом, Сократ утверждает, что знание того, как распознать добро, ведет к добру, несмотря на соблазны. Это означает наличие правильной способности, как выбирать, так и делать то, что лучше, и именно это означает самообладание. Ксенофонт сообщает о романтической стратегии, в которой подчеркивается точка зрения Сократа о развитии навыков самосовершенствования. Здесь Сократ говорит нам, что для своей жены он выбрал Ксантиппу, женщину с «духом», чтобы он мог развить «легкость», которую он хочет иметь в общении со всеми! Связывая опыт добровольного выбора того, что кажется наилучшим, с описанием того, как этот выбор может быть результатом процесса обмана нас относительно того, что лучше, сократовский анализ искушения выходит за рамки простой модели выбора «готовности». По модели Сократа, человек не может сделать то, что ранее предпочитал, потому что у него нет способности (ноу-хау) рассматривать его как лучшую альтернативу (возможно, только на мгновение). Поэтому, чтобы делать то, что лучше, нужно развивать эту способность. Таким образом, эта модель позволяет кому-то не иметь возможности избежать обмана относительно того, что является лучшим выбором.
Модель готовности
Чтобы наше благополучие не было подорвано, мы должны иметь возможность руководствоваться определенными предпочтениями. Главный герой нашей истории предпочел бы выбраться из ада, но ему также нужна способность, быть мотивированным этим предпочтением - и у него нет того, что нужно для этого. Его желание пить превосходит его предпочтение делать то, что он предпочел бы сделать, тем самым подрывая тот тип саморегуляции, который он предпочел бы иметь. Модель готовности не в состоянии уловить наличие, природу и значимость этих видов нарушений саморегуляции, но именно на этом типе динамики строится зависимость. Например, многие курильщики предпочли бы не курить. Они считают, что курение вредно для них, и часто выражают свое предпочтение не курить, возможно, перед тем, как зажечь. Эти наркоманы знают, что им не удается определить свои предпочтения, и они не интеллектуально санкционируют свои аккратические действия, даже если они намеренно занимаются ими. Это называется «Акразия с ясными глазами». Зависимость включает в себя другие особенности, такие как серьезные последствия, которые человек предпочитает избегать, но не может саморегулироваться достаточно хорошо, чтобы избежать.
|