|
Философская антропология, если смотреть в широком смысле, то это философское учение о сущности и природе человека; если же смотреть в узком смысле – то это направление или же школа в западноевропейской философии первой половины двадцатого века, которое исходило из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и многих других, которая также стремится к созданию целостного учения о человеке путями использования данных разных наук – биологии, психологии, этологии, религии и социологии.
Начало самой философской антропологии положило появление классических для этих направлений работ Макса Шелера («Положение человека в космосе»), а также и работ Хельмута Плеснера («Ступени органического и человек»). В центре внимания этих работ лежит проблема природы человека, специфическое отличие в существовании человека и животного. Чуть позже увидели свет работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире», а также и «Первобытный человек и поздняя культура».
Ну и как правило, кто первый заговорил об этом – тот и считается основоположником данного направления. Так как Макс Шелер самый первый поднял этот вопрос – о философской антропологии – следовательно он и считается основоположником этого философского учения. Он проделал очень серьезную эволюцию в своих философских взглядах. В то время ситуация в Европе была неспокойной, и возникновение философской антропологии очень тесно связанно с экономической и духовной ситуацией в Европе. Во всем – Первой мировой, революционных волнениях в многих странах Европы и Азии – Шелер видел кризис понимания человека. По его мнению, коммунизм – это отказ от самого человека.
|