Философские движения

Общественная роль философии

 

 

Согласно одному основополагающему мифу, философия начинается с того, что сварливого старика по имени Сократ казнят за то, что он приставал к своим согражданам о природе справедливости, мужества и других подобных добродетелях. Это едва ли благоприятный способ начать новую учебную дисциплину. Но попытка Сократа вовлечь афинян в диалог иллюстрирует, что природа человеческого исследования, и общественная роль философии, играет важную роль сегодня.

Узкоспециализированная академическая дисциплина

Критические обмены, которые Сократ инициировал со своими сверстниками, были призваны привести всех к более глубокому пониманию окружающего мира. Фактически, сократовский метод постановки трудных вопросов, побуждающих к размышлению, вытягивающих необоснованные предположения принятого взгляда, а затем высказывающих что-то новое, характеризует движение нашей интеллектуальной истории от Платона к Стивену Пинкеру. Конечно, многое изменилось с тех пор, как Сократ начал приставать к своим согражданам на улице. Философия в настоящее время является узкоспециализированной академической дисциплиной, в которой ученые используют технический словарь для решения всего, от искусства и этики до природы реальности и наших знаний о ней. В результате, следование последним тенденциям в философии требует ученой степени, если не доктора философии.

Уроки Сократа

Смерть Сократа объясняет, почему изучение чего-то нового - это занятие, которое все мы можем делать. Как смертные существа, мы не можем видеть все, и смерть говорит о некотором ограничении нашего восприятия реальности. На самом деле, большая часть реальности стоит отдельно от нас как загадочная мысль. И учитывая конечный характер нашего понимания, наше знание о мире всегда связано с определенным взглядом на вещи. Поэтому, философия выполняет важную общественную роль. Возьмите розу, например. Физик может сказать, что он состоит из определенного набора частиц и сил, которые действуют между ними. Химик может объяснить его основные соединения. Биолог может описать экосистему, необходимую для роста розы. Экономист может определить его меновую стоимость. Художник может изобразить его красоту, а любовник должен оценить его романтическое значение. Каждая из этих перспектив учит нас кое-что о розе. Но никто не объясняет все, что нужно знать. Итак, чтобы расширить наше понимание мира, нам нужно принять неполную природу наших знаний, поставить под сомнение нашу собственную точку зрения и принять альтернативные точки зрения. Сократ, со своей стороны, принял конечный характер человеческого понимания. «Настоящая мудрость является достоянием богов», - сказал он, когда судил свою жизнь. И он, как известно, утверждал, что его отличительная проницательность состояла исключительно из этого: «Я не думаю, что знаю то, чего не знаю». Отказ Сократа от любых претензий на божественное понимание заставили его подвергнуть сомнению обычаи и традиции своего города.






Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна