Философские движения

Мораль - это обусловленный культурой ответ

 

 

Предположим, у вас есть моральное несогласие с кем-то, например, разногласие о том, можно ли жить в обществе, в котором сумма денег, является основным фактором, определяющим, насколько вы состоятельны. Продолжая эту дискуссию, вы предполагаете, что вы правы в отношении проблемы и что ваш собеседник ошибается. Ваш собеседник предполагает, что вы совершаете ошибку. Другими словами, вы оба предполагаете, что только один из вас может быть правым. Релятивисты отвергают это предположение. Они считают, что противоречивые моральные убеждения могут быть правдой. Мораль - это обусловленный культурой ответ.

Мораль резко меняется

Релятивизм был широко раскритикован. На него нападают как на софиста, вредного и даже бессвязного. Моральные философы, теологи и социологи пытаются определить объективные ценности, чтобы предотвратить угрозу релятивистов. Моральный релятивизм - правдоподобная доктрина, и она имеет важные последствия для того, как мы ведем нашу жизнь, организуем наши общества и общаемся с другими. Мораль резко меняется во времени и месте. Добро одной группы может быть злом другой группы. Рассмотрим каннибализм, который практикуется группами во всех уголках мира. Или рассмотрите кровавые виды спорта, такие как те, которые практикуются в римских амфитеатрах, в которых тысячи возбужденных фанатов наблюдали, как люди вступают в смертный бой. Убийство ради удовольствия было также задокументировано среди культур охоты за головами, в которых обезглавливание иногда преследовалось как рекреационная деятельность. Многие общества также практиковали крайние формы публичных пыток и казней, как это было в Европе до 18-го века. И есть культуры, которые участвуют в болезненных формах модификации тела, таких как скарификация, генитальное инфицирование или связывание ног - практика, которая длилась в Китае в течение 1000 лет и включала в себя преднамеренное и мучительное нанесение вреда молодым девушкам. Различия в отношении к насилию сопровождаются различиями в отношении к сексу и браку.

Моральное изменение существует

Конечно, есть сходства в морали, обусловленные культурой. Ни одна группа не будет существовать очень долго, если она будет поощрять необоснованные нападения на соседей или препятствовать воспитанию детей. Но в рамках этих широких ограничений практически все возможно. Некоторые группы запрещают нападения на соседнюю хижину, но поощряют нападения на соседнюю деревню. Некоторые группы поощряют родителей совершать выборочное детоубийство, применять телесные наказания к детям или принуждать их к физическому труду или сексуальному рабству. Такое изменение требует объяснения. Если бы мораль была объективной, разве мы не видим большего консенсуса? Объективисты, которые допускают, что моральное изменение существует, утверждают, что изменение не влечет за собой релятивизм. В конце концов, научные теории тоже различаются, и мы не предполагаем, что каждая теория верна.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна