Философские движения

Определение атеизма

 

 

Что такое атеизм? Несмотря на то, что этот термин широко используется в современном языке, немногие люди указывают, что они подразумевают под словом. «Атеизм» имеет, по крайней мере, то же самое значение, что и «религия». Определение атеизма занимало философов на протяжении веков.

Реакция человека на жизнь

Все, кто читал книгу Уильяма Джеймса «Разнообразие религиозного опыта», будут поражены огромным числом религиозных идей. Тем не менее, это разнообразие в значительной степени обусловлено очень широкой концепцией религии Джеймса. «Религия» охватывает все основные взгляды на жизнь, включая политические, идеологические и философские позиции. Такой взгляд популярен среди тех, кто подходит к религии с психологической или социологической точки зрения, как это делал Джеймс. Мы ясно видим эту точку зрения в определении религии Джеймсом как «чувства, поступки и переживания отдельных людей в их одиночестве. Поэтому мы должны с эмпирической точки зрения назвать эти безбожные или почти безбожные вероучения «религиями»; и соответственно, когда в нашем определении религии мы говорим об отношении индивида к «тому, что он считает божественным», мы должны очень широко толковать термин «божественный» как обозначение любого объекта, подобного богу, будь то конкретное божество или нет. Это привело Джеймса к концепции религии как «полной реакции человека на жизнь».

Определение Джеймса

Что определяет атеизм? Результат ясен: если атеизм означает «оппозицию религии», это означает полное исчезновение атеизма из мира. Джеймс одобрительно цитирует своего коллегу, который говорил о студенте, «который проявлял прекрасный атеистический пыл; Он верит в не-Бога и поклоняется ему». Верить в« Бога нет »и поклоняться ему? Это возможно? Хотя Джеймс писал, что это немного «неудобно», эта характеристика ученика оправдывалась на «логических основаниях». Характеристика атеизма или неверия как особого вида веры стала широко распространенной. Религия? Принимая Всеобщую декларацию прав человека в 1948 году, стала ли Организация Объединенных Наций какой-то религиозной организацией? Следование семантической стратегии Джеймса исключит не только «атеизм», но и «секуляризацию». «Новая светская религия прав человека» фактически отвергнет тезис о секуляризации. Хотя каждый может выбирать значение своих слов в соответствии со своими собственными целями, мы можем подвергнуть сомнению мудрость этого инфляционного подхода к понятию «религия». Не лучше ли зарезервировать это слово для ориентации на какую-то «трансцендентную реальность»? Тогда атеизм - это не религия, а отсутствие религии. В частности, атеизм - это отвержение теистского вероучения, которое, в частности, означает монотеистическую концепцию бога.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна