|
Многие атеисты считают, что их атеизм является продуктом рационального мышления. Они используют такие аргументы, как «Я не верю в Бога, я верю в науку», чтобы объяснить, что доказательства и логика, а не сверхъестественные убеждения и догмы, лежат в основе их мышления. Но то, что вы верите в научно обоснованное научное исследование, которое подвергается строгим проверкам и процедурам, не означает, что ваш ум работает точно так же.
Наука атеизма
Когда вы спрашиваете атеистов о том, почему они стали атеистами, они часто указывают на моменты эврики, когда они осознали, что религия просто не имеет смысла. Как ни странно, многие религиозные люди на самом деле придерживаются аналогичного взгляда на атеизм. Это происходит, когда теологи и другие теисты полагают, что быть атеистом должно быть довольно грустно, поскольку ему не хватает (как они думают, атеисты) такого большого количества философских, этических, мифических и эстетических достижений, к которым религиозные люди имеют доступ - застрявших в только холодный мир рациональности. Однако проблема, которую должен решать любой рациональный мыслитель, состоит в том, что наука все чаще показывает, что атеисты не более рациональны, чем теисты. Действительно, атеисты так же, как и следующий человек, подвержены «групповому мышлению» и другим нерациональным формам познания. Например, религиозные и нерелигиозные люди могут в конечном итоге следовать за харизматичными людьми, не задавая им вопросов. И наш разум часто предпочитает праведность правде.
Наука против убеждений
Даже сами атеистические убеждения имеют гораздо меньшее отношение к рациональному исследованию, чем часто думают атеисты. Теперь мы знаем, например, что нерелигиозные дети религиозных родителей отказываются от своих убеждений по причинам, которые имеют мало общего с интеллектуальным мышлением. Последние когнитивные исследования показывают, что решающим фактором является изучение того, что делают родители, а не того, что они говорят. Поэтому, если родитель говорит, что он христианин, но он выпал из привычки делать то, что, по его словам, должно иметь значение - например, молиться или ходить в церковь - их дети просто не покупают идею, что религия имеет смысл. В некотором смысле это совершенно рационально, но дети не воспринимают это на познавательном уровне. На протяжении всей нашей эволюционной истории людям часто не хватало времени для тщательного изучения и взвешивания фактов, необходимых для быстрой оценки. Это означает, что дети в какой-то степени просто усваивают важную информацию, которая в данном случае заключается в том, что религиозные убеждения, похоже, не имеют значения в том смысле, в каком это говорят родители. Но разве атеисты более склонны к науке, чем религиозные люди? Многие системы убеждений могут быть более или менее тесно связаны с научными знаниями. Некоторые системы убеждений открыто критикуют науку и считают, что она слишком сильно влияет на нашу жизнь, в то время как другие системы убеждений чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы узнавать и реагировать на научные знания.
|