Философские движения

Ницше, наш современник

 

 

Фридрих Ницше, который родился в 1844 году, умолк в 1889 году и умер одиннадцатью годами позже, был первым великим философом двадцатого века. Что сделало и делает его таким важным, так это то, что он с большой ясностью и впечатляющим предвидением признал наиболее тревожную и постоянную проблему современности, проблему ценностей. Его попытки решить эту проблему не увенчались успехом, но они раскрыли глубину проблем, которые все еще наносят ущерб нашим лучшим усилиям сегодня.

«Бог мертв»

Давайте начнем с его пресловутого заявления, что «Бог мертв». Светское мышление сегодня является обычным явлением, но во времена Ницше это заявление было поразительно пророческим. Смысл этого утверждения не столько в том, чтобы утверждать атеизм: хотя Ницше, безусловно, был атеистом, он был далеко не пионером европейского атеизма. Скорее, его наблюдение является в некотором смысле социологическим: он означает, что западная культура больше не ставит Бога в центр вещей. С другой стороны, термин «социологический» вводит в заблуждение, поскольку в утверждении Ницше нет ничего «нейтрального». Смерть Бога выбила булавки из-под западных систем ценностей и открыла пропасть внизу. Ценности, которыми мы все еще продолжаем жить, утратили свое значение, и мы брошены на произвол судьбы, осознаем мы это или нет. Вопрос в том, что нам теперь делать?

Концепция Ницше

Сначала можно подумать, что «смерть Бога» - это слишком знакомая проблема, консервативные христиане утверждают, что если Бога не существует, то и объективных моральных ценностей тоже не существует, и светские гуманисты с возмущением отвечают, что существование Бога полностью не имеет отношения к обоснованности моральных суждений, которые мы делаем. Ницше соглашается с теми теистами, что смерть Бога знаменовала собой конец объективности как признака моральной ценности, но отличается от них тем, что не воспринимает это как повод верить в Бога. И все же он не считает, что ценности были субъективны в грубом народном смысле, что чьи-либо убеждения так же верны, как и чьи-либо еще. Скорее, для Ницше, ценности имеют силу и проистекают из власти: подобно произведениям искусства, их величие в их силах побудить нас. Но манипулирование средствами массовой информации массовых настроений не является показателем силы, которая создает ценность, поскольку почти все являются просто членами стада в Ницше. Любое отношение стоимости к популярным предпочтениям (даже предпочтениям аристократии) является попыткой сохранить объективность ценностей. Но если моральная объективность подходит к концу, следует искать совершенно новый и радикально индивидуальный источник стоимости. Концепция Ницше о силе ценностей глубоко элитарна: только великие могут создавать ценности.

Таким образом, в древности именно сила, с помощью которой люди определяли себя, создавала ценности этого народа. Затем появилось то, что Ницше считает вырожденной сложностью христианства, в которой слабость, а не сила использовалась для определения ценности.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна