|
Колониальный период в Мексике знаменуется формированием многих философских идей, которые зарождались благодаря влиянию европейского средневековья. В частности, речь идёт о схоластике. Первые работы по философии принадлежат перу А. де ла Веракрус. Но уже на стыке 16-17 вв. Мексика заполняется идеями философского гуманизма, который прослеживался в работах К. де Сигуэнса-и-Гонгора.
Колебания философских волн
Нельзя сказать, что мексиканская философия имела крепкое основание, так как с каждым новым временем на неё оказывали посильное влияние другие, европейские мыслители, на фоне которых формировались новые «старые» философские труды. К примеру, во второй половине 18 в. накатывает новая волна влияния европейской философии, в частности от Р. Декарта. Но уже в период борьбы за независимость от Испании, по Мексике уверено расходится волна революционно-материалистических идей таких французских философов, как Руссо, Вольтер, Дидро и Монтескье.
Начало 19 в. знаменуется жёстким противостоянием двух основных философских течений: схоластики и рационалистических идей, которые стали фундаментом для социально-политических доктрин национальной буржуазии. Материалистическая философия представлялась в лице И. Рамиреса, которого не официально называли мексиканским Вольтером. И только после окончания буржуазной революции Мексика окунается в идеи позитивизма.
Борьба за статус господствующей доктрины
Чтобы хоть как-то привести историю Мексики в порядок, Г. Барред пытает интерпретировать её согласно учению О. Конта о социальной эволюции. Позже учениками Барреда была основана Методофильская ассоциация для разработки и распространения позитивистских идей. Но философии позитивизма и материализма сталкиваются с противостоянием католической философии, набравшей силу во второй половине 19 в. Однако уже к концу 19 в. и вначале 20 в. всё же главенствующей доктриной становится философия позитивизма.
Несмотря на это, постепенно мексиканская философия разбавляется идеями о естественнонаучном материализме, который, в некоторых вопросах, сближается с позитивизмом. Последователи этих идей пытались осмыслить основные научные открытия 19 в., взяв в основу теорию Дарвина и материалистический монизм Геккеля.
Но позитивизм не задержался надолго, и уже к концу первой половины 20 в. идеи этого течения исчерпались, и оно сдаёт свои позиции интуитивизму, неокантианству и экзистенциализму. Параллельно с этим укрепляется влияние томизма. По окончанию Второй мировой войны Мексика заполняется разными буржуазными философиями, такими, как неосхоластика, учение Ортеги, неокантианство и т. д. Но большего внимания заслуживают работы тех философов, которые вели исследование по истории философской мысли Мексики. Мыслительский процесс укореняется в стране, и уже в 1963 г. Международный философский конгресс проходит в Мексике, а в университетах появляются философские факультеты.
|