Философские движения

Философская критика

 

 

Философская критика, скорее всего, призвана не к осуждению других, а к «самобичеванию». К слову, многие сходятся во мнении, что философу час от часу полезно посмеяться над собой, чтобы очиститься от грехов, гнетущих душу, и восстановить связь с миром и людьми. Итак, от чего страдают философы, и какие области их души требуют очищения?

Доморощенная «гениальность»

С одной стороны можно сказать, что такой философ страдает манией величия, так как считает себя «другим», не таким, как прочие «мелкие людишки». Этот грех основывается на осознании своего ума и таланта. В этом случае человек не стремится к развитию, полагая, что уже достиг совершенства. «Труды современников? Пустая трата времени. Величие собственных идей? Вне всякого сомнения».

Подобное проявление «гениальности» сразу бросается в глаза. А выявить этот грех можно, отталкиваясь от последних философских трудов, которые, безусловно, будут оставлены без внимания. Вообще, для любого философа является плохим признаком отсутствие интереса к происходящему вокруг. Изжить этот недостаток можно одним способом — изучать чужие труды, и соотносить их со своими изысканиями. Это изведёт самолюбование.

Простой философский сервилизм

К сожалению, среди многих философов процветает грех сервилизма, когда они выхваляют и оправдывают тех, из чьих рук «кормятся». Такая тенденция прослеживается не только среди современников, но и древних мыслителей. Тенденция проста: необходимо придумывать новые словосочетания, которые будут легитимировать власть и режим вышестоящего. К счастью, философия легко поддаётся критике, но она не всегда уместна, когда лидирующую позицию занимает политическая обстановка. Особенно сервилизм ярко прослеживается во время СССР, когда шёл жёсткий отбор, «кого допускать к столу». Но, не смотря на частые случаи сервилизма, истории пока не известны примеры от его освобождения.

Перманентное соскальзывание

Этот недостаток среди философов отмечается отсутствие чёткого плана изложения своих мыслей, где даже грамотно продуманная речь становится бессвязным пустословием. Постоянное перескакивание с темы на тему, не умение выражать главные тезисы и фокусироваться на центре проблемы делают философа обычным болтуном, который специализируется на пересказах историй из чужой жизни. С таким человеком невозможно, да и не нужно спорить, так как не за что уцепиться во время беседы.

Для того чтобы освободиться от этого греха, нужно развивать умение не просто формулировать 1-2 главных тезиса его работы, но и попробовать их обосновать. В случае явного перманентного соскальзывания философ будет испытывать гнев, а задуманное так и не осуществится. Но это даст чёткие представления о том, насколько случай запущен.

Сюда же можно отнести и невнятность изложения философов, которые используют три типа речи:

- «косноязычие»;

- «тёмная ночь»;

- «птичий язык».




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна