Философские движения

Государство глазами Платона

 

 

По мнению Платона, добродетель должна преобразовывать знания в практику, чтобы породить единственный путь к счастью. К добродетели должна стремиться каждая часть души. К примеру, разумная часть — это мудрость, добродетель воли относится к мужеству, а чувственность к воздержанности и т. д. И эти основы добродетели должны работать как на отдельного человека, так и на государство.

Гармоничное переплетение

В государстве каждая из добродетелей связана с определённым устройством. Мужество (военное сословие) и воздержанность (трудящееся сословия) подчинены философам (люди, обладающие мудростью). Именно философы, по мнению Платона, являются людьми достойными для управления государством. Под их руководством над всем будет владычествовать справедливость, побуждая каждого человека исполнять свои обязанности. Именно такое сочетание сил являет основою благополучия государства, цель которого сделать граждан хорошими людьми.

Что такое идеальное государство

Платон видел государство, как человека, в котором нравственные силы правильно соотносятся между собой:

- Дурные формы государства соответствуют состоянию души человека, над которым владычествуют пороки;

- Правление богатых соответствует корыстолюбию;

- Честолюбие соотносится к олигархии;

- Демократия — с расточительностью и легкомыслием;

- Тирания с нравственной испорченностью.

Благоденствие государства основывается на знаниях истины и добродетели, которыми должны обладать правители. Платон полагал, что сласть и философия должны сосредоточиться в одних руках, иначе и человечество, и государство будут обречены на бесконечные страдания. Для этого нужно, чтобы либо философы правили страной, либо чтобы правители изучали философию. Очень важно, чтобы будущие правители развивались всесторонне: искусство, музыка, поэзия, математика, гимнастика и т. д. Кстати, что касается воспитания трудящегося сословия, Платон о том умалчивает.

«Платонское» государство и культура

Государство должно брать под особый контроль поэтов и художников. Это необходимо для того, чтобы люди творчество создавали только позитивные и полезные произведения. Цель таких произведений — убедить граждан в возможности обрести счастливую жизнь только при условии добродетели. А вот порочность всегда приводит к несчастью.

Поэзия должна восхвалять только благородных людей и богов, а поэзия эпическая — наставлять на путь добродетели нравственными примерами. Что же касается мифологии и драматической поэзии, то их необходимо искоренить из государства, поскольку они дают ложное представление о богах.

Стоит понимать, что некоторые представления об идеальном государстве Платон позаимствовал у дорийского учения, а некоторые исследователи его трудов могут назвать Платона приверженцем спартанского быта. Остальное же основывается на его личных принципах.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна