|
Если детально рассматривать классическую философию, можно увидеть, что она основывается на мужских именах. И, несмотря на то, что в древние времена уже были определённые прогрессивные концепции, женщины воспринимались, как низшие существа. Такого мнения придерживался даже Аристотель. Многие мужчины-философы принижали роль женщины в обществе, но находились и такие, которые, сами того не осознавая, пропагандировали феминизм.
Платон
В известной Платоновой работе «Государство» древний философ затрагивает проблему неравенства между мужчинами и женщинами. К слову, в Древней Греции подобное неравенство основалось на мифе о «женской природе», суть которой похоть, ложь и глупость. В результате ни одна гречанка не могла не то, чтобы принимать участие в общественно-политической жизни, но даже самостоятельно выйти из дома.
Платон считал, что такое положение женщин в стране обусловливается не их «природой», а силой обычая. Да и саму женскую природу мужчины понимают неправильно, так как поведение не соответствует мифам. Однако Платон, хоть и имел прогрессивные идеи, не мог перешагнуть исторический контекст.
Христос
Если историческая личность Христа находится под вопросом, то достоверно известна роль женщины в раннехристианский период. К примеру, женщины не изучали закон с раввином и не имели права появляться в обществе без мужского сопровождения. Иисус единственный, кто приглашал на свои проповеди женщин, которые становились его последовательницами. Стоит отметить, что такие женщины не назывались ученицами лишь потому, что в арамейском не существовало такого слова.
Некоторые ученицы следовали за Христом вместе с мужьями, а другие в одиночестве. Некоторые из них были с Иисусом на протяжении Его пути из Галилеи до Иерусалима, и находились радом во время распятия, хотя ученики-мужчины разбежались. Христос не делил мужчин и женщин, присвоим им один статус. Позже учение Христа помокло утвердиться патриархальному порядку на уровне догм. А гностики вообще выдвинули идею о существовании не только Бога-Отца, но и Бога-Матери, именовав её София — Божественная Мудрость.
Корнелий Агриппа
Корнелия можно назвать разносторонним человеком, так как он увлекался не только философией, но и теологией, астрологией, медициной, историей, алхимией, дипломатией и прочими науками. Агриппа боролся против веры людей в колдовство, особенно в ведьм, чем бросил вызов своему времени «царствования» католической церкви.
Эпоха гуманизма и Возрождения не повлияла на изменение статуса женщин, которых по-прежнему считали низшими существами. На фоне этого Агриппа всячески пытается доказать превосходство женского пола над мужским, приводя в пример не только труды философов и отцов Церкви, но и библейский факты. Однако его цель не в подчёркивании превосходства женщин, а в стремлении утвердить равенство между противоположными полами, которое основывается на одной душе.
|