Философские движения

Проблема ума и тела

 

 

Что значит проблема ума и тела? Нужно ли нам думать об отношениях между нашей внутренней и внешней жизнью как о бизнесе, заключаемом между двумя отдельными элементами, подобными этому, а не между аспектами целого человека? «Ум» и «материя», задуманные таким образом как отдельные, являются крайними абстракциями. Эти термины были специально разработаны такими мыслителями, как Рене Декарт, чтобы они были взаимоисключающими и несовместимыми, поэтому их так трудно объединить сейчас.

Отделение разума от чувства

Во времена Декарта их отделение было задумано как карантин, чтобы отделить новую, бурно развивающуюся науку физики от других форм мышления, которые могут с ней столкнуться. Но это было также частью старой, более общей попытки отделить Разум от Чувства и установить Разум в качестве доминирующего партнера, Чувство, по сути, является лишь частью тела. Вот почему в эпоху Просвещения слово «душа» постепенно заменялось «разумом», а слово «разум» было сужено от обычного употребления. Как часть этой гражданской войны между разумом и чувством, представления о разуме и теле были сглажены, чтобы выглядеть параллельно и дать удобный ответ на обширный метафизический вопрос, который мы, несомненно, теперь считаем некорректным. Это был еще старый досократовский вопрос: «Из чего состоит весь мир?» И дуалистический ответ состоял в том, что был не один такой материал, а фактически два - разум и материя.

Подход философов

Такой широкий подход был типичным для философии семнадцатого века. Возможно, из-за ужасающих политических беспорядков того времени, его мыслители были особенно полны решимости навести порядок, находя простые, окончательные ответы на обширные вопросы с помощью чистой логики, а не обращая внимания на сложность фактов. В философии, как и в политике, им нравились абсолютные правила. Великие сооружения, которые они построили, в том числе и это, обеспечили основные элементы нашей традиции. Но есть пределы их полезности. Нам не нужно начинать запросы с этого удаленного расстояния. Когда мы находим рационалистический подход бесполезным, мы можем уйти и попробовать что-то еще. В течение большей части двадцатого века философы успешно наложили вето на все разговоры о внутренней жизни. Люди, которые хотели казаться научными, никогда не упоминали сознание или субъективность вообще. Но оказалось, что это не очень хорошо работает. Мир машин без пользователей или дизайнеров - мир предметов без предметов - не может быть убедительным. Постепенно стало ясно, что концепция Машины не может функционировать сама по себе, потому что она была спроектирована в первую очередь, чтобы соответствовать ее Призраку. Соответственно, около тридцати лет назад ученые неожиданно открыли для себя сознание и решили, что это является серьезной проблемой. Но концепции, которые были доступны для борьбы с ним, были все еще теми, которые были разработаны, чтобы сделать его невыразимым в первую очередь. Проблема в том, как любая коллекция клеток может создать сознательное существо.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна