Философские движения

Окказионализм

 

 

Окказионализм – это одно из философских учений, которое развивало дуализм картезианства, а также и решало проблему взаимодействия мыслящей и протяженной субстанций. Основными представителями данного направления были: Иоган Клауберг, Жеро де Кордемуа, Арнольд Гейлинкс. Николя Мальбранш сформулировал тезис о невозможности влияния тела на душу, а также и на другие тела, тем самым довел учение окказионализма до логического завершения.

В основе окказионализма лежит картезианство, а в основе картезианства лежит учение и философия Декарта. Декарт дал четкое разделение мира на две совершенно независимые субстанции – материальную (протяженную) и духовную (мыслящую). Он основывался на концепции механицизма, поэтому и шел в разрез с теорией Аристотеля, категорически отрицая существование животной и растительной души. Декарт считал, что человеческое и животное тело – это всего лишь механизмы или же «самодвижущиеся машины». Также Декарт предполагал, что в мозге существует особый орган, в котором и была локализована душа. И этот орган работает как клапан: малейшее колебание души вызывало изменение в «телесных духах».

Однако это объяснение последователей Декарта совершенно не устраивало, поэтому было выдвинуто несколько других путей, одним из которых стал окказионализм. Основной идеей которого является наличие посредника между двумя субстанциями, в качестве этого посредника и выступает Бог.

К примеру, Мальбранш считал, что сама душа не может генерировать идеи и извлекать их из мира. Таким образом, все вещи можно познать лишь в Боге, а все человеческие души связаны с Богом как местом пребывания всеобщего духа.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна