Философские движения

Старые идеи о толерантности могут помочь жить мирно сегодня

 

 

Величайшим ранним современным философским защитником толерантности был беженец. Протестант Пьер Байе бежал из своей родной Франции в 1681 году. Он потеряет нескольких членов семьи в преследовании гугенотов после того, как Людовик XIV отменил Нантский эдикт в 1685 году. В значительной степени забытые произведения Бэйла были одними из самых читаемых в 18 веке. Теперь мы постоянно сталкиваемся с неотложными вопросами, касающимися причин и пределов терпимости. Письма Бэйла, защищающие эту ценность, сегодня вновь актуальны.

Что Бэйл сказал о толерантности?

Первое высказывание Бэйла о толерантности, его 1682 «Размышления о комете», возможно, является его наиболее радикальным. Бэйл заявил, что обществу необходимо будет защищать религиозные убеждения, если эти убеждения будут решающим образом определять и улучшать поведение людей. Но история показывает, что это не так. Люди всех православий и конфессий ведут себя не так, как диктует их вера, и проявляют те же человеческие качества: амбиции, алчность, зависть, желание отомстить за себя, бесстыдство и все преступления, которые могут удовлетворить наши страсти, видны повсюду. Бэйл будет указывать на крестоносцев, таких как те, которые в настоящее время героизируются многими в дальнем и правом фланге. Он полагал, что они являются доказательством того, что даже христианство, религия божественной любви, использовалось для освящения «самых ужасных беспорядков, которые когда-либо слышали». Бэйл приходит к выводу, что все люди должны быть терпимы, основываясь на том, что они делают, а не на том, что они говорят. Это означает, что даже общество атеистов с хорошими законами может быть таким же добродетельным, как общество верующих.

Почему его идеи были противоречивы?

Различные мысли Бэйла вызвали предсказуемое возмущение. Для этого необычного текста содержится первое отчетливо светское обоснование мультикультурной толерантности. Это достигается путем критического разграничения основных достоинств человека и его религиозной, культурной самобытности. Он говорит, что все народные верования и ритуалы должны быть терпимы из уважения к их фундаментальной человечности. Это различие, которое мы часто считаем само собой разумеющимся сегодня, было далеко не общепринятым. И в нынешнем политическом климате может показаться, что мы все чаще принимаем идею о том, что разные группы могут только когда-либо критиковать своих противников, но не свою собственную сторону. В отличие от этого, Бейл, христианин, опирается на конкретные христианские аргументы в пользу терпимости, в то же время, критикуя действия и убеждения других христиан. Как протестант, например, Бэйл утверждает, что это настолько глубоко неправильно, что в конечном итоге бесполезно будет пытаться заставить людей отказаться от своих свободно сформированных убеждений, даже если они еретические. Это означало бы принуждение их идти против их данной Богом совести, грех против Бога и человека.






Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна