|
Человек, как существо с сознанием, осознаёт свою смертность и придаёт ей статус социальной значимости. Отношение к смерти прослеживается в религиозных учениях, этических нормах и эстетических ценностях. С раннего возраста общество закладывает особые номы общения с умирающим, захоронения и т. д. Кроме этого, с мифологической стороны философия смерти людей определяется идеей относительно связи между живыми и мёртвыми, а также представление о жизни после смерти.
Античная философия смерти
Ярким примером отношения к смерти можно назвать древних египтян, для которых жизненный путь был ничем иным, как этапом на пути к жизни загробной. Поэтому большое значение придавалось сооружению гробниц, подготовке человека к погребению и т. п. Многие народы имеют свой культ предков и веру, что они влияют на жизнь живых.
Развитие античной философии как проявление рационального мышления привело к новым взглядам на понимание смерти. Все мнения о существования души, наличие загробной жизни и тому подобное применялось лишь для того, чтобы примерить человека с неизбежным на уровне разума. Даже не смотря на то, что зачастую мнения были противоположными. К примеру, побороть страх перед смертью пытались Аристотель, Сократ и Платон, которые продвигали в мир тезисы о бессмертии души. А Цицерон, основываясь на учении Платона, утверждал, что умерший человек «оживает» и живёт той жизнью, которую по-настоящему можно назвать жизнь. Другие же философы, такие как Лукреций и Эпикур доказывали, что душа умирает вместе с телом. Следовательно, человек не может воспринять смерть как таковую, а, значит, нет смысла её бояться.
Влияние мировых религий
Философское понятие смерти людей развивается под влиянием таких мировых религий, как христианство, иудаизм и ислам, которые распространяют веру в жизнь после смерти и воскрешение. Этим человек освобождается от страха смерти, который замещается страхом наказания за грехи при жизни. Такое понимание смерти создаёт платформу для основания моральной оценки человеческих поступков. На основании этого человек может отличить добро от зла, воспитывать в себе чувство ответственности за поступки перед лицом смерти.
Можно сказать, что античная философия, которая побуждает человека помнить о смерти, стала основанием для многих авраамических религий, которые оказывают существенное влияние даже в современном обществе.
Механический материализм
Эпоха Возрождения и Нового времени, когда началось развитие материалистических тенденций, стали подрывать религиозное представление о смерти, обесценивая бессмертие, воскрешение и загробную жизнь. Получается, что нравственная сущность человека стала под сомнение. И повлияло на это стремительное развитие таких наук, как биология, естествознание и медицина. Бессмертие души человека обесценило и нравственную значимость смерти, что привело к формированию вседозволенности и оправданности поступков без страха наказания.
|