Философские движения

Школа киренаиков

 

 

В Древней Греции «противоборствовали» две философские школы: школа аскетизма и школа гедонизма киренаиков. Гэдонэ с др.греч. обозначает «наслаждение». Именно в нём киренаики видели смысл жизни.

На долгие века

Киренская школа была названа в честь города, где она зародилась благодаря учениям Аристиппа, который, в свою очередь, являлся учеником Протагора и Сократа. Не смотря на то, что работы Аристиппа не сохранились в письменном виде, его учение передавалось не только из поколения в поколение, но и пополнялось новыми учениками, которые распространили его философию по всему миру. Один из киренаиков, Гегесий Александрийский, преподавал в Александрии в 3 в. до н. э.

Учение Аристиппа

В основе киренаиков лежит сенсуалистическая теория познания. Так, если верить Аристиппу, то знания человек получает через ощущения и не более. Но здесь кроется подвох. Дело в том, что каждый имеет свои ощущения, личные, а, значит, мы не можем утверждать, что познаём мир правильно. При этом ни природу, ни объективность бытия мира, последователи киренаиков не отвергали.

Теория познания мира через ощущения стала основанием для зарождения этики киренаиков. Если человек не ошибается относительно ощущений, то цель жизни должна основываться на тех вещах, которые ценны по ощущениям. А критерием ценности служит удовольствие, которое человек при этом получает. Таким образом, получается, что добро относится к наслаждению.

Разумные удовольствия

Однажды Антисфен (киник) сказал, что лучше повесится, чем получит удовольствие. Аристипп же, напротив, выделял высшее благо в чувственном наслаждении. Однако он не впадал в крайности и всегда подчёркивал, что человек не должен быть их рабом, то есть, удовольствия должны быть в пределах разумного. Но последнее напутствие учителя не всегда воспринималось учениками всерьёз. Нередко получалось так, что проповеди приводили к аморализму, так как наслаждением начинали измерять и добро и зло.

К тому же, как ни крути, проповеди об удовольствии рано или поздно переходили в проповеди смерти, поскольку, получая удовольствия, человеку придётся за них расплачиваться. По крайней мере, к такому выводу пришёл одни из ярких представителей этой философии Гегесий Александрийский. Именно он начал осознавать, что в результате истинного наслаждения не существует. В результате Гегесий получил прозвище «Пейситанатос», что переводится, как «проповедник смерти».

Атеизм киренаиков

Большая часть киренаиков оставалась безбожниками. К примеру, Феодор-атеист не признавал суждения о каких-либо богах, а Эвгемер, основавший эвгемеризм (естественное происхождение религии), полагал, что боги ни больше, ни меньше, как обожествлённые, знаменитые люди, которые проживали в древние времена.

Постепенно философия киренаиков смягчалась, а после обработки Анникеридом перешла в эпикурейство. Ответвлённая часть школы сблизилась со стоицизмом, который проповедовал отрешённость от мира.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна