Философские движения

Отказ от монотеизма

 

 

Мы находим это более ограниченное определение религии, подразумеваемое такими авторами, как Эрнест Нагель. Нагель формулирует это в своей книге «Защита атеизма» (1957) следующим образом: «Под «атеизмом» я буду понимать критику и отрицание основных требований всех разновидностей теизма». Монотеизм - это точка зрения, согласно которой «небеса, земля и все, что в них содержится, обязаны своим существованием и продолжением существования мудрости и воле высшего, самосогласованного, всемогущего, всезнающего, праведного и доброжелательного существа».

Традиция западной мысли

Атеизм как а-теизм имеет явные преимущества. Впечатляющая традиция в истории западной мысли может быть истолкована как обсуждение существования Бога с четко определенными характеристиками. Великие философы и богословы от Платона до Августина, Авиценны и Аквинского, до Рене Декарта, Блеза Паскаля, а в наши дни Ричард Суинберн, Даниэль Деннетт и Ричард Докинз - все они участвовали в этой дискуссии о существовании теистического бога, котрый определяется церковью или основывается на толковании Священного Писания (Коран или Библия). Это не разговор о разном отношении людей к «конечным идеалам жизни» (определение религии Джеймсом), а об особенностях богослова-богослова, и в каком смысле они совместимы друг с другом и с другие человеческие идеи. Например: если Бог знает будущее, как мы можем иметь свободную волю? (Цицерон.) Что делал Бог перед тем, как сотворить мир? (Августин.) Должен ли Бог, если он существует в уме, существовать в реальности? (Ансельм.) Может ли всемогущее существо быть ограниченным справедливостью и добротой? (Аль-Газали.)

Творение Бога

Видение атеизма как отрицания теистической концепции бога (Бога) явно отличается от того, чтобы видеть атеизм как «отказ от всего сверхъестественного». Тем не менее, как говорит Джулиан Баггини в «Атеизме: очень краткое введение» (2003): «Отрицание атеистом веры в Бога обычно сопровождается более широким неприятием любой сверхъестественной или трансцендентальной реальности. Например, атеист обычно не верит в существование бессмертных душ, жизни после смерти, призраков или сверхъестественных способностей». (С.4.) Он признает, что, строго говоря, атеист мог бы верить в любую из этих других вещей, но как он утверждает, «аргументы и идеи, которые поддерживают атеизм, имеют тенденцию естественным образом исключать другие верования в сверхъестественное или трансцендентальное».

По более ограниченному определению атеизма как отрицания Бога монотеистами, многобожники являются атеистами. Например, с точки зрения атеизма греческого и римского, многобожника следует называть «атеистом». Изображение предельной реальности как безличной (как мы видим в более ранних индуистских упанишадах) также было бы классифицировано как атеист. Буддизм тхеравады и джайнизм, которые также отвергают Бога-создателя, также должны быть отнесены к категории атеистов. Так же как и пантеизм, будучи отвержением личного Бога. Спиноза был атеистом с этой точки зрения, хотя он говорил, что природа - это Бог.




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна