|
По официальной версии мировой истории Адольфа Гитлера то и дело связывают если не с язычеством, то с негативным отношением к христианской религии. Однако на самом деле поддерживать подобный образ неправильно. Дело в том, что сам Гитлер не был враждебным к христианству, в частности, к лютеранским и католическим церквям, которые, во время его правления, ощущали явную поддержку и лояльное отношение.
Политика или религия
Но полностью отрицать противоречия между немецким государством и церковью нельзя. По большей части это касалось отдельных церковных деятелей, характер отношений с которыми носил далеко не богословский характер. Так, католическая церковь и гитлеровское правительство продолжали вековое противостояние, начиная со Средних веков и до Нового времени, когда немцы всячески пытались уменьшить власть Папы в своей стране. Когда к власти приходит Гитлер, он заключает с римским папой Пием XI соглашение, более известное в истории, как Конкордат 1933 г. Результатом этого соглашения было то, что католическая церковь признаёт идеологию политики НСДАП и не вмешивается во внутренние дела государства. А государство в ответ давало гарантии не мешаться в католические дела, сохраняя все права и привилегии верян.
Немного по-другому обстояли дела с деятелями протестантских церквей. Хотя даже в этом случае выступала не религиозная, а светская политика Гитлера. Конечно же, главу государства поддерживали все епископы и священники. В результате в 1934 г. выходят тезисы, опубликованные профессором-теологом Бергманом о «новой германской религии». Это был обоснованный курс НСДАП в политико-идеологической сфере. Стоит отметить, что тезисы вызывали сомнение с точки зрения православного богословия, но в них прослеживалась поддержка протестантами-традиционалистами гитлеровской идеологии, включая отношение к еврейскому вопросу.
Бергман называл Гитлера мессией, который должен спасти мир от евреев. Такая политика поддерживалась и архиепископом графом Клеменс фон Гален, который на то время был видным деятелем католической церкви на территории Германии. Гален был ярким националистом, а также выступал против эвтаназии и прочих видов гуманизма, которые пытались оправдать человеколюбием.
Религия, как политика
Кроме привычных для Германии протестантов и католиков, Гитлер оказывал существенное покровительство и православной церкви, включая русских изгнанников после Октябрьской революции. В подтверждение этому сохранился православный собор, поражающий своим величием, построенный на казённые средства в Берлине.
Некоторые историки рассматривают положительный момент немецкой оккупации СССР в лице оживления церковной жизни. Это был основной рычаг настроя народа против советской власти путём восстановления православия. Так, началась массовая реконструкция храмов. Из этого можно сделать вывод, что Гитлера и правление НСДАП нельзя отнести к антихристианскому течению.
|