Философские движения

Критика современного атеизма

 

 

Не только Спинозы, но и религиозные убеждения современных христианских богословов, таких как Джона Робинсона и Пола Тиллиха, могут быть названы атеистическими. Некоторые люди находят это глубоко нелогичным, если не оскорбительным. Общее возражение состоит в том, что это дает слишком много оснований для критики современного атеизма фундаменталистами.

«Всеведение», «всемогущество» и «доброжелательность»

Эта критика может быть проиллюстрирована ссылкой на работу одного из самых известных представителей аналитической традиции в философии религии: оксфордского философа Энтони Кенни. Он дает ясное резюме своих взглядов на религию в своей книге «Во что я верю». Он был рукоположен как католический священник в 1955 году, но он не думал, что существование Бога может быть продемонстрировано. Это было проблемой, потому что папские кандидаты в докторантуру должны были принять присягу, отвергая различные современные ереси. Клятва включала в себя утверждение, что можно было продемонстрировать существование Бога. После двух лет священства он решил, что больше не сможет продолжать преподавание доктрин и моральных заповедей, в обоснованности которых он все больше сомневается. Он получил разрешение от папы, чтобы вернуться в состояние мирян. С тех пор он занимал несколько академических должностей в Оксфорде. С 1969 по 1972 год Кенни читал лекции по естественной религии. Он проанализировал связь между божественными атрибутами «всеведение», «всемогущество» и «доброжелательность» и утверждал, что эти три атрибута несовместимы друг с другом, что можно увидеть из размышлений об отношениях между божественной силой и свободой человека. Если Бог хочет знать о будущих человеческих действиях, тогда детерминизм должен быть правдой. Если Бог хочет избежать ответственности за человеческое зло, тогда детерминизм должен быть ложным. Так что не может быть всеведущего, всемогущего, доброго существа. Из этого Кенни пришел к выводу, что не может быть такого понятия, как бог схоластической или рационалистической философии. Тем не менее, это не привело его к абсолютной современной атеистической позиции.

Отвержение идеи Бога

Почему нет? Кенни оставил открытым вопрос, можно ли зачать и поверить в Бога, определенного в абсолютных терминах. Это разумная позиция? С точки зрения атеизма как атеизма это не так. Хотя некоторые ученые утверждают, что можно придерживаться единобожия и все же отвергать веру в существование всемогущего Бога. Кажется, Кенни думает, что он только отверг Бога схоластической или рационалистической философии, но так ли это? Разве он не сделал намного больше? Он отверг идею Бога, защищенную церковью на протяжении веков, а также, о Боге, каким Он представляется нам в некоторых важных местах Священного Писания. Независимо от того, что в прошлом это утверждение, верно, все зависит от вопроса о том, что атрибуты Бога, как защищаемые церковью имеют прочную основу в Писании. Правда ли, что Библия дарит нам всеведущее, доброжелательное и всемогущее личное божество - или Бог - изобретение схоластической и рационалистической философии?




Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна