Философские движения

Гельвеций (Helvetius) Клод Адриан

 

 

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) - французский философ, крупнейший представитель французского Просвещения и школы французского материализма.

Основные сочинения: "Об уме" (1758, в 1759 сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для государства и религии), "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1769, издано в 1773) и др. Уже первое и известнейшее – «Об уме» – содержит все его наиболее существенные мысли. Гельвеций в свой философии пользуется главным образом Локком, Мандевилем, а отчасти также, в том, что касается сенсуализма, Вольтером, но обнаруживает уже и следы влияния Юма.

Гельвеций разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит из одного состояния в другое. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Гельвеций обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает способность ощущения. Гельвеций отвергал не только теизм, но и деизм вольтеровского толка.

В классической традиции Просвещения корни идеи сверхъестественного и религии Гельвеций искал в темноте и невежестве людей, в чувстве страха смерти, в организованном обмане одних людей другими. Вопрос о познаваемости мира Гельвеций решал с позиций материалистического сенсуализма, являясь противником агностицизма. Принцип материалистического сенсуализма Гельвеций использовал в объяснении общества и человека.

Человек, по Гельвецию, - природное существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является основой общества. Из чувственной природы человека Гельвеций выводил движущее начало общественной жизни - принцип эгоизма, себялюбия.

Подобно Юму, Гельвеций говорил, что духовное содержание человека состоит только из впечатлений и идей, которые суть копии впечатлений, и что поэтому внутренний облик человека первоначально обусловлен лишь случайными впечатлениями, воспринимаемыми им извне. В этом природном состоянии человек знает только эгоизм, и его воля исчерпывается одним лишь стремлением к возможно большему и частому чувственному удовольствию. Последнее образует, по философии Гельвеция, основу всей практической жизни; даже в деятельности духовных сил оно оказывается решающим.

Идея Гельвеция о том, что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была теоретически перспективной для своего времени. Гельвеций утверждал равенство природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни.

Будущее общество Гельвеций представлял свободным от сословного деления и сословного неравенства. Был открытым противником феодальных устоев. Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 века.






Права на сайт принадлежат © Философы и о философии. При цитировании материалов активная ссылка на сайт обязательна