|
Задумывался ли кто-нибудь о том, какие основные философские идеи заложены в шансоне? Понятное дело, для большинства людей этот жанр напрямую связан с воровской жизнью и тюремными судьбами. Тем не менее, некоторые песни увековечены, и даже отъявленный хипстер сможет напеть припев «Владимирского централа». Интересно, догадывались ли исполнители шансона, что их творчество пропитано философским направлением?
Метафизический нигилизм, группа «Бутырка»
«Тело здесь, а душа далеко, плюну я полупьяный конвой, тело здесь для отчёта ментам, а душа — там, где мать родила». Здесь явно прослеживается теория метафизического нигилизма, при котором для объектов не обязательно существовать в реальности. В тексте идёт явное разделение между телом и душой. То есть, тело в этом мире предназначено для низменных целей, поэтому от него можно отречься. Также здесь оспаривается Ницше, который верил, что «тело и есть душа».
Эпикуреизм, М. Круг и В. Циганова
«Приходите в мой дом, мои двери открыты, буду песни вам петь и вином угощать». Здесь прослеживается чистой воды эпикуреизм, направленный на то, чтобы каждый человек был обеспечен счастьем, но наслаждался жизнью обдуманно. Эпикуреизм заключается в том, что благополучие, отсутствие боли и страдания являются первыми признаками хорошей жизни. Кстати, такую жизненную позицию, как эпикуреистическое мировоззрение в своём творчестве мог позволить только М. Круг.
Солипсизм, группа «Пятилетка»
«Ржавая решётка да пол бетонный, вот все мои кореша, сахара щепотка, чефир холодный, и разговор по душам». Здесь прослеживается основная идея солипсизма, философии, при которой объективная реальность отрицается, а настоящей реальностью считается осознание собственного сознания. То есть, автор песни сужает мир до тюремной камеры, говоря, что всё, что за её чертой, является виртуальным. Только в этом случае речь идёт не об одиночестве, а об эгоцентризме.
Нигилизм, группа «Бутырка»
«А для вас я никто, как и вы для меня, я плюю на закон, вы меня в лагеря». Нигилизм можно объяснить словами Пауля Целана: «Кто нас вылепит снова из земли и из глины — никто, отпоёт наш прах. Никто». Другими словами, ничто и никто в этом мире не имеет значения, как и нет никакого смысла, и богов, которые бы вмешались в суть вещей. «Бутырка» отчётливо и бесстрашно проповедует нигилизм, придавая словам некий задор перед неизбежным.
Эскапизм, М. Круг
«Магадан, значит, опять домой, в этот волшебный сон. Магадан — сон, где короткой весной, я как пацан влюблён». Призыв к побегу от надоевшей реальности. В древности эскапизм признавал Гераклит, который, испытывая презрение к эфесцам, жил в горах, кормясь травами, и Диоген, который, хоть и жил среди людей, но всячески показывал независимость от жизненных благ (ночлежка в бочке, отказ от собственности и т. д.). В такую же философскую степь стремиться и герой песни, где Магадан позиционируется, как собственный рай.
|